From Direct Heating
После двух часов езды
от Токио поезд доставляет вас
в маленький городок Сакума родился в 1943. После
изготовления большого количества усилителей
он заметил, что усилитель, отвечающий
требованиям теории, не всегда удовлетворяет
эмоциональным чувствам. Он решил построить свою
систему, ориентируясь на свои эмоции, а не на
теорию. Его многочисленные оригинальные идеи
привели к Сегодня ежегодно более 200 аудиофилов посещает Сакуму, чтобы найти правду в словах “Прощай теория”. В 1977
редактор журнала “Audio technology MJ Musen to Jikken” посетил
ресторан “Сoncord”. Звук Сакумы произвел на него
глубокое впечатление и он попросил В 1989 г.
Сакума-сан опубликовал книгу “The Remembrance of Sound Past”. Усилители Сакумы провели разделительную черту между многими японскими аудиофилами. Некоторые из них говорят: “Усилитель Сакумы – самый превосходный для прослушивания музыки”, в то время как другие говорят: ”Cудя по схемотехнике Сакума не понимает аудиоэлектроники”. Чтобы быть честным, я допускаю, что большинство японских аудиофилов относятся к последней группе. История Это началось 20 лет назад.
Сакума часто слущал Be-Bop jazz. Особеннно он любил
слушать игру Bud Powell на piano. Сначала при работе с
усилителем Сакумы звук PM6 был слишком тонким
(thin). Сакума уже отказался от ООС, питания накала выходных ламп постоянным напряжением и SRPP. Теперь он перешел от межкаскадной связи через конденсатор к межкаскадному трансформатору. Сакума говорит:
“Многие японские аудиофилы используют
усилители с большой мощностью, чтобы получить
мощную середину и бас. Но превосходные
громкоговорители, такие как Lowther и Altec отвергают
грубую силу (power)”. Самая главная цель - это не
“Power” (сила, мощность), а “Energy” и “Frame of tone” (frame
= рама, каркас; основательность ). Сакума говорит:
“Нетрудно построить усилитель из справочника
или MJ. Название его
книги и его аудио концертов – “ The Remembrance of Sound
Past”. “ The Remembrance of Sound Past”
это память (is the memory of ) наших первых эмоций,
порожденных музыкой и аудио (brought forth by music and audio). Susumu Sakuma Мои старые друзья, VT25/801A двухтактный
предусилитель и PX4/PX4 SE Концепция конструирования Схемы
показывают вам мою концепцию в построении
усилителей мощности. Я сделал PX4/PX4 SE усилитель мощности, RCA50/RCA50 SE усилитель мощности. Их тон (tone) чистый и мощный. При прослушивании я обнаружил, что тон драйверного каскада обеспечивает большую часть голоса усилителя. Великолепная мощная лампа требует такого же уровня качества от драйвера. Немногие драйверные лампы могут петь в великолепной гармонии с хорошей мощной лампой. Я также сделал двухтактный усилитель мощности с 300В на выходе и двухтактным драйвером на 300В . До этого у меня не было впечатления, что тон 300В очень элегантный. Но особый тон (special tone) усилителя мощности с 300В двухтактным драйвером/300В двухтактным выходным каскадом приучил меня к истинному звуку Western Electric (вспомним легендарный усилитель Maranz T1 – прим. переводчика)
Относительно "необычноcти". Некоторые
"необычные" аспекты в моих схемных решениях
представляют собой таинственные противоречия и
могут посеять сомнения в некоторых умах. Вы
можете говорить, что это - не регулятор громкости
а скорее регулятор тембра, потому что этот
регулятор взаимодействует с моим намеренно
несоответствующим входным трансформатором.
Но кто имеет такие сомнения среди тех, кто
посетил мои аудио концерты в Японии и Европе? Чтобы получить наилучший звук из радиолампы, даже если правильный выбор - 5кОм, мы пробуем 7кОм. И мы пробуем такие же "неподходящие" значения со входными трансформаторами и другими компонентами. Несколько дней
назад, мой друг, опытный мастер, покрасил шасси в
темно коричневый цвет. Я попросил Kuniko, мою жену,
закрыть шасси мягкой тканью, так чтобы свежая
краска не повредилась. Я хочу побыстрее
установить компоненты, После многих
часов прослушивания музыки вместе, шасси,
кажется, узнает " кто я ". Это направляется из
простого листа метала в шасси для моих
усилителей. (It turns from mere sheet metal into the chassis for my amplifiers).
Я могу затем представить усилитель, построенный
в совершенстве . Этот момент - конец моего
проектирования, моего планирования и вчерашнего
меня (yesterday's me). Теперь я сам должен сыграть ad lib (Now
I must play my self ad lib). Схема Все трансформаторы сделаны на фирме Tamura Япония. Ожидается, что изготовленный по заказу (Сакумы – прим. переводчика) трансформатор STU-OOI станет стандартным изделием фирмы Tamura. Другие заказные трансформаторы были сделаны по моему заказу и непохоже, что они станут изделиями из каталога. Межкаскадный трансформатор из аморфного железа (DC150MA) был плодом совместного усилия, основанного на двухлетних испытательных прослушиваниях. Тамуровские межкаскадные трансформаторы хорошего качества позволили мне использовать тот же самый тип лампы и для драйвера и для выходного каскада. Хотя Tamura прекратил производство 5k:20k 150 mA трансформатора для драйвера из-за высоких производственных расходов, Вы можете использывать вместо него STU-5K (DC80MA), который продается только фирмой Sun Audio – дистрибьютером Tamura в Японии. Позвольте мне дать
объяснения относительно аморфного железа.
Имеются три вида аудио трансформаторов: на Si-Fe, на
Ni – Fe (пермаллой) и на аморфном железе. Аморфное
железо состоит из Fe-Ni или Fe-Co, но это - не сплав. Оно
не имеет регулярной кристаллической структуры
металла. Физически это – что-то типа стекла и
совершенно хрупкое, но Tamura справился с этим
посредством специальной технологии. Другой
вызов, который Tamura был должен преодолеть, был тот,
что аморфный материал насыщается даже более
легко чем permalloy или чистый никель, Я нахожу, что аморфное железо является превосходным в ( во всем ) диапазоне частот, однако, чрезвычайно ясный звук предъявляет большие требования к другим местам в усилителе. Некоторые , кто пробовали аморфное железо, говорят, что низкие частоты слабые. Мой ответ простой - их огорчение происходит не из-за аморфного железа, но из-за низкого качества компонентов, используемых в других местах усилителя. Железо выходного трансформатора также сделано из аморфного ленточного (strip) материала. Он имеет две вторичные обмотки, намотанные отдельно для drivers и низкочастотного громкоговорителя, чтобы получить мощный и ясный звук из акустической системы Altec. Конденсаторы - Nichicon или Nikkemi. Резисторы - дешевые металлооксидные. Я всегда использую японский
AC провод для подключения громкоговорителя и
монтажный провод общего применения внутри
усилителя. Я использую провод Двухточечный метод разводки земли Я использую
двухточечный метод разводки земли, чтобы
уменьшить фон переменного тока. Используя этот
метод мне не нужно питать накал выходной лампы
постоянным током. Многие создатели усилителей связывают и скрепляют провода вместе. Приличный уровень шума и фона следует из этой практики. Хотя внутри мои усилители не так красивы как изображения коммерческих продуктов из богатых каталогов, мои усилители не нуждаются в питании накала выходных ламп постоянным током. Фотография обратной стороны одного из моих усилителей показывает вам методику разводки. Хотя это не усилитель на 845 лампах, обсуждаемый в этой статье, это может служить для иллюстрации моего метода. Разводка шины “земля сигнала” окрашена в розовый цвет. Все время, пока я делаю монтаж, усилитель покоится на круглом столе. Этот стол - лучшее место в ресторане Конкорд, чтобы наслаждаться и едой и звуком. Клиенты сидят за этим столом. Они едят и пьют, слегка замечая этот монстр усилитель, лежащий перед их носами. Я не обращаю внимания, потому что их откровенная критика сделала мой звук. Просто заработать пять звезд на моей еде, но очень трудно получить хотя бы одну звезду по звуку! Отчет о звуке Моя система является
монофонической. Я использую двигатель Garrard 401 и
монофоническую головку Denon DL-102 , установленную на
тонарме с вязким демпфированием (oil-damping), для
воспроизведения винила. Головка DL-102
предназначена для получения моно сигнала со
стерео LP, так что это не подвергает опасности
современные грампластинки. Она используется в АМ
радиостанциях для этой же цели. Я выбрал мой двухтактный предварительный усилитель на лампах VT25/801A, для подключения к новому усилителю на 845 лампе. Лампа 801A имеет уникально превосходное (beautiful) качество (character) на высоких частотах, которое, я думаю, будет хорошо сочетаться с богатой и сильной серединой 845 лампы. Сначала я слушал в
исполнении трио Duke Jordan "A Night in Tunisia " и "Summer
Ti- me". Нет слов ... Трансформатор на аморфном
железе имеет мощный и быстрый бас. 845 лампа очень
мощная. Но наиболее важная цель - не “power”, но
“energy” и “frame of tone” (основательность тона).
Единственный способ получить “energy” и “frame of tone”
состоит в том, чтобы использовать много
трансформаторов, хотя я и не могу Разработчики усилителей, вероятно, думают, что чистый и "точный" тон может выражать сущность музыки. Мне нужен неаналитический тон (неаналитическая интонация) в воспроизведенном звуке. Я стремлюсь к рембрандтовскому взаимодействию света и тени, пробуждая воспоминание и счастливого и печального. Моя аудио жизнь состоит в том, чтобы извлекать эмоциональные нюансы (shadows) из звуков. Намек, как этого добиться, найден в использовании большого количества трансформаторов. Я рисую контрасты при помощи трансформаторов и ламп. Я надеюсь, что мои усилители будут моим портретом. Финал Я прихожу в себя, когда
динамик Lowther PM6 говорит мне, что пластинка
закончилась. Я иду к проигрывателю и поднимаю
тонарм.
Перевод сделан В.Сидоровым
|